Новости
27 Мая 2022

Цель Конкурса — поддержка молодёжного предпринимательства посредством развития у школьников и студентов предпринимательского, критического и креативного мышления, побуждения интереса к предпринимательской деятельности, а также путём популяризации деятельности предпринимателей и их роли в развитии местных сообществ муниципальных образований.

На конкурс принимаются исследовательские работы и публикации в СМИ и блогах, посвященные предпринимателям-землякам.

26 Апреля 2022

СДЕЛАЕМ РУССКИЙ САМОВАР ОБЪЕКТОМ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ?

01 Февраля 2022

По предоставлению субсидий для поддержки проектов в области внутреннего и въездного туризма в ямало-ненецком автономном округе

Все новости
Главная / Чем заняться? / "Мёртвая дорога"

"Мёртвая дорога"

"Мёртвая дорога"  - Отдел "Туристско-информационный центр"

Ее называют «Дорога смерти», «Сталинка», «Мертвая дорога». У одного государственного проекта очень много имен…. Но, ни одно из них не сможет рассказать той боли, мучениях и ужасе, которые пережили люди, возводившие 501 стройку. Еще в эпоху Российской империи возникали идеи, чтобы связать северные регионы нашей необъятной страны. Во времена Александра Второго существовал проект, по которому планировали протянуть магистраль с перспективой дальнейшего выхода к Беринговому проливу и возможностью соединения с Аляской. Но предложения оставались жить на бумаге вплоть до середины 20 века. Сразу после окончания Великой отечественной войны на столу товарищу Сталину был положен документ, который предполагал проложить железнодорожное полотно, маршрут которого пролегал в направлении «Чум-Салехард-Надым-Игарка». Арктический НИИ объяснил целесообразность этого проекта тем, что необходимо обеспечить северные рубежи СССР военной составляющей и в случае внезапного нападения, Союз сможет дать достойный отпор врагу. 

Дорога изначально планировалась как военно-стратегическая. Как и для большинства построек того времени ее отличало то, что магистраль была протяжённой, ее масштабы — гигантскими. Строительство велось на неосвоенных территориях, в очень суровых природных условиях. По итогам 1953 года было полностью построено около 700 из 1300 километров на общей протяженности линии. Дорога была однопутная, станции строились через каждые 50-70 километров. Запланировано было, что к 1953 году две производственные колонны Главного Управления Лагерей Железнодорожного Строительства — 501 и 503 встретятся на берегу реки Пур, именно в этом районе расположена примерная середина 1300 километрового пути.

После смерти вождя гигантская стройка была законсервирована, а затем ее и вовсе прекратили. Теперь, на некогда востребованных территориях снова воцарилась тишина и покой. Лишь крупные остовы техники и полуразвалившиеся постройки, где жили заключенные, напоминают о былом величии и мощи Советского Союза, а глобальных планах канувшей в небытие империи.